Сейчас в порту
Ванино
22
ноября
Среда
-8
ФГБУ АДМИНИСТРАЦИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ ОХОТСКОГО МОРЯ И ТАТАРСКОГО ПРОЛИВА

682860, Хабаровский край,
п. Ванино, ул. Железнодорожная, д.2
Тел./факс: +7 (42137) 7-67-79, 7-66-01
E-mail:

Обеспечение безопасности мореплавания

Государственный контроль порта и расследование аварий

Институт контроля судов от имени государства порта — сравнительно новое явление в практике мирового судоходства, направленное на повышение уровня охраны человеческой жизни на море и эффективности зашиты среды от загрязнения. Оно возникло в начале  1980-х годов и в наше время, будучи уже достаточно распростра­ненным, приобретает все более и более глобальный характер.

Главными инструментами, регулирующими на международном уровне требования в области охраны человеческой жизни на море и защиты среды, являются разработанные под эгидой Международной морской организации (ИМО) конвенции и базирующиеся на них документы. На рубеже 1970–1980 годов все основные конвенции ИМО были ратифицированы большинством государств — участников и юридически вступили в силу, охватывая свыше 90 % тоннажа всего мирового флота. Обязанность по внедрению требований конвенций в жизнь оставалась за государствами-участниками.

Признавая важность обеспечения безопасности жизни на море и в портах, а так же возрастающую необходимость защиты морской среды и ее ресурсов морскими властями Азиатско-Тихоокеанского региона в Токио 1 декабря 1993 года был подписан Меморандум о взаимопонимании по контролю государством порта в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который считается принятым с 1 апреля 1994 года.

Целью Токийского Меморандума является обеспечение безопасности жизни на море и в портах, защита морской среды и ее ресурсов, контроль за соблюдением требований содержащихся в морских конвенциях по обеспечению безопасности на море и защиты морской среды, контроль в отношении улучшения жизнеобеспечения и рабочих условий на море, контроль за эффективным применением стандартов, изложенных в международных инструментах, возложенных на администрации, под флагом которых эксплуатируется судно, предотвращения эксплуатации судов, несоответствующих конвенционным требованиям, предотвращение нездоровой конкуренции между портами, создание усовершенствованной  и гармоничной системы контроля со стороны государства порта и укрепления сотрудничества и обмена информацией.

Для выполнения функций инспектирования российских и иностранных судов в службе капитана морского порта Ванино ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» создан отдел контроля государством порта (PSC и FSC).

Инспектирование иностранных судов  производится в соответствии с «Руководством для инспекторов Токийского Меморандума» и российских судов в соответствии с «Рекомендациями по организации государственного портового контроля в морских торговых и речных (устьевых) портах», с использованием компьютеризованного учета.

Расследование аварийных случаев с судами

На основании  «Положения о расследовании аварии или инцидентов на море (ПРАИМ-2013)», утвержденного приказом Минтранса № 308 от 08.10.2013, органами расследования аварий является служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Для расследования аварии Ространснадзор создает комиссию, в состав которой, как эксперт, включается представитель службы капитана морского порта Ванино.

Капитан судна обязан после прибытия судна или его экипажа в первый морской порт Российской Федерации в течение суток передать капитану морского порта документы связанные с произошедшим в рейсе аварийным случаем или инцидентом.  После получения документов капитан морского порта направляет документы в Ространснадзор для дальнейшего расследования.